(Бан Марко; 15.03. 1841, с. Главати близ г. Котор, Черногория - 30.09.1920, Цетине, там же), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Учился в начальных школах в с. Врановичи, в сербской и итальянской школах в Которе. В 1865 г. принял монашеский постриг в монастыре Савина. В том же году 27 июня рукоположен во диакона, 2 окт. 1866 г.- во иерея. В 1867 г. назначен настоятелем мон-ря Подластва, с 1869 г. настоятель монастыря Морача. 7 сент. 1870 г. возведен в сан игумена, 7 сент. 1877 г.- в сан архимандрита. В 1878-1879 гг. был настоятелем Цетинского мон-ря, потом вернулся в Морачу. С 1882 г. являлся временным администратором Рашско-Захумской епархии, с 27 мая 1884 г.- Черногорской митрополии. В 1884 г. по желанию кн. Черногории Николы I Петровича избран митрополитом Черногорским. Был хиротонисан во епископа Цетинского 6 апр. 1885 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Чин его хиротонии, состоявшейся в присутствии имп. Александра III, совершили митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский), архиеп. Тверской Савва (Тихомиров), архиеп. Волынский и Житомирский Палладий (Ганкевич), еп. Ладожский Арсений (Брянцев), еп. Выборгский Сергий (Серафимов) и еп. Екатеринославский Серапион (Маевский). 27 окт. 1885 г. в Цетине черногорский кн. Никола провозгласил его митрополитом Черногории, Брды и Приморья. В мае-июле 1888 г. М. в Киеве участвовал в торжествах, посвященных 900-летию Крещения Руси. Во время пребывания в Киеве встречался со мн. рус. иерархами, а также с митр. Белградским Михаилом (Йовановичем). После торжеств посетил Троице-Сергиеву лавру и совершил в Москве литургию в храме Христа Спасителя.
М. провел ряд важных церковных реформ в Черногорской митрополии. В 1893 г. он предписал священникам носить рясу и мантию, а не национальные костюмы, как это было принято ранее. Многие священники отказывались следовать этому предписанию, даже были случаи отставок с приходов. 24 февр. 1900 г. с одобрения черногорских властей М. издал окружное послание о введении церковного налога. Все православные жители Черногории в зависимости от их доходов были разделены на 3 класса: представители 1-го класса должны были выплачивать 2 фиорина 80 новчичей в год, 2-го - 2 фиорина 30 новчичей, а 3-го - фиорин. Этот церковный налог вместе с гос. налогами собирался чиновниками. Собранные средства шли на содержание священников. При этом им запрещалось брать с верующих плату за совершение треб. Также был организован фонд для содержания старых и немощных священников, их вдов и сирот. Эти меры способствовали улучшению положения белого духовенства, ранее нередко бедствовавшего.
По просьбе М. еп. Далматинский Никодим (Милаш) составил Устав Синода Черногорской митрополии (издан 30 дек. 1903) и Устав духовной консистории (издан 1 янв. 1904), впервые открытой в митрополии. В духовный совет консистории вошли кроме М. настоятели мон-рей Острог, Морача, Пива, протодиакон Цетинского мон-ря и 3 протоиерея. В 1910 г. была открыта консистория в Никшичской епархии Черногорской митрополии.
В 1889 г. М. торжественно встретил в Цетине митр. Дабро-Босанского Савву (Косановича), изгнанного австр. властями после аннексии Боснии. В июле того же года он встречал вел. кн. Петра Николаевича Романова, к-рый приехал за невестой кнж. Милицей, дочерью кн. Николая. М. с большим участием следил за всеми событиями в России: так, узнав о покушении на цесаревича Николая Александровича в Японии в 1891 г., он отслужил благодарственный молебен в Цетинском мон-ре о спасении рус. престолонаследника, а в 1894 г. отслужил панихиду об упокоении имп. Александра III.
С 1860 по 1910 г. в Черногории во многом усилиями М. было обновлено 14 мон-рей и 112 церквей, построено 163 храма. В мае 1919 г. как старейший по хиротонии иерарх он стал председателем Центрального Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, на котором было принято решение о воссоединении Сербской Православной Церкви. 12 сент. 1920 г. от его имени секретарь Черногорской митрополии прот. Иво Калуджерович приветствовал восстановление Сербской архиепископии в ранге Патриархии.
М. опубликовал много богословских статей, издавал «Проповеди» (Бесjеде), Краткий церковный устав (Кратки црквени устав за свештенике и ученике Богословско-учитељске школе. Цетиње, 1901), «Напутствие при исповеди» (Спомоћно упутство при исповиjеди: За свештенство и народ. Цетиње, 1898), написал книгу о жизни Петра I (Негоша) (Животопис св. Петра Цетињског / Увод: П. Вукић. Никшић, 2005). Большое количество его статей было опубликовано на рус. языке в «Церковном вестнике».
Награжден черногорским орденом кн. Даниила и сербским свт. Саввы 1-й степени (1897). Похоронен в соборе Цетинского мон-ря.